среда, 6 марта 2013 г.

Экранизация произведений Р.Гамзатова .«Сказание о храбром Хочбаре»

...Однажды я заговорил с ним о Хочбаре, История этого героя всегда интересовала меня, а в Цада о ней то и дело молчаливо напоминал мне вигневшийся вдали Хунзах - место гибели Хочбара. Там я успел побывать уже не раз и даже прежде, чем посетил ро­дину Хочбара — Гидатль. Должен сразу отметить, что в Хунзахе я встретил достаточно людей, разделяв­ших мой интерес, оказавших мне помощь в сборе все­возможных сведений о народном герое и проявивших при этом неоспоримую добросовестность и энтузиазм. Отношение к Хочбару в народе противоречиво. И по­этому я задал Расулу вопрос: «Я знаю, что твой отец был горячим сторонником и почитателем Хочбара; как относишься к нему ты?» Расул решительно отве­тил: «А я - сын своего отца. Хочбар и мне дорог так же, как и отцу. Поэта не может не захватить его сильная личность, его трагическая судьба. В свое вре­мя я явно находился под впечатлением эпической песни о Хочбаре…». К этому он добавил, что ждет от нас исторической работы, из которой наши современники смогут узнать о подвигах народа, его героях, о борьбе с социальной несправедливостью.
В гостях у Расула Гамзатова в Цада.
Магомедов Р.М.
По аулам Дагестана

В ауле этом жил Хочбар,
С ним скрипка, сабля и отвага.
Лишь их в друзья себе он взял,
Без них Хочбар не делал шага.

Расул Гамзатов


Восхищаясь Хочбаром  Р.Гамзатов по своему оценивал его поступки:
К Хочбару тоже предъявляю иск – 
Зачем в огонь с детьми он прыгнул вместе?
Ведь месть отцу, как и смертельный риск,
Не могут быть значительнее чести.
Ребенок хана, как и бедняка –
Всевышнего невинное созданье…
А глупое геройство – чепуха,
Что помрачает ясное сознанье.


Расул Гамзатов. Лишь два упрека в сердце
Балиев Гамид

Иллюстрация  к поэме Р. Гамзатова «Сказание о храбром Хочбаре»
https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhGbIO5ejqZpJaGhiXXfrgGoP2XUYBaal3LstDIlRz8E5PffydXvi38NYQoUXj8vnCYDu61lF056LpAt37x2_HwkGCSSwe08Oaow9WS6tv96-Ldxgt-Yi-tPoHQtR1qs2UGYJoWEc0hpbg/s1600/12.gif


В фольклоре горцев Северного Кавказа имеется один романтический персонаж. Зовут его Хочбар. Свою жизнь он закончил весьма своеобразно. Схваченный своим соперником ханом, и приговоренный к сожжению на костре, Хочбар перед смертью, когда хворост уже горел на площади аула, попросил у хана исполнить свое последнее желание: станцевать горскую лезгинку, поскольку был отменным танцором. Хан, сидевший в кругу своих домочадцев, милостиво кивнул. Заиграла зурна, забил барабан, Хочбар пошел выделывать коленца по кругу вокруг костра. И на заключительных тактах, видя восхищение зрителей, в том числе и ханской семьи, Хочбар, схватив малолетних детей своего врага, бросился с ними в полыхающий костер. Взял их, беззащитных, с собой, как заложников.
Хочбар  не отделяет детей от нуцала, он рассматривает их в единстве. Для него дети – это будущие нуцалы, будущие эксплуататоры и угнетатели народа. Эта позиция оправдывает действия  Хочбара , хотя не все могут с этим согласится, но нельзя забывать, что горские обычаи оправдывают выбранную форму мести, хотя и признают ее вне рамок обычной мести. Таким образом, вопрос  Хочбара  это вопрос признания горских понятий о чести и достоинстве.
Краткое описание фильма: Конец XVII века, Дагестан. Юноша Хочбар сопровождает дочь нуцала Хунзахского ханства Саадат, выданную замуж по политическим мотивам за сына властителя Прикаспийских земель. За время длинной дороги между молодыми людьми возникают нежные чувства, что приводит к трагической развязке.
Слушайте все, кто имеет уши,
И не говорите потом, что вы не слышали.
Все закоулки Хунзаха, слушайте.
Покидайте, хунзахцы, дома и крыши.

У кого есть быки – быков запрягайте,
У кого ишаки – седлайте своих ишаков.
Безлошадники, жен и старух снаряжайте,
На Верхнее гумно несите побольше дров.

Собирайтесь скорее, так Нуцалу угодно.
Там, на Верхнем гумне, разводите костер.
По приказу Нуцала будет сожжен сегодня
Гидатлинец Хочбар, разбойник и вор!
Отрывок из поэмы Р. Гамзатова  «Сказание о Хочбаре»

Комментариев нет:

Отправить комментарий