среда, 20 февраля 2013 г.

Легенды о Расуле Гамзатове


Легенды о Расуле Гамзатове - не случайность. Это одно из свидетельств масштабности и значимости его личности. Человек из Дагестана, человек из России, человек из большой литературы, человек из легенды – вот кто такой Расул Гамзатов. Добрая ему память.
Юрий  Борев
(российский литературовед, критик, писатель; доктор филологических наук)


Расул  Гамзатов и  Юрий  Борев

Расул на экзамене. Я с Расулом учился в одном институте, примерно в одно и то же время. Нам повезло с учителями: профессора Асмус, Реформатский, Шамбинаго, Тимофеев, Рациг. Проф. Рациг, так увлекался, читая курс античной литературы, что иногда переходил с русского языка на древнегреческий, особенно когда заговаривал о Гомере. Рациг, как и все наши профессора, был добр и либерален на экзаменах. Однажды сдавал Рацигу экзамен Расул Гамзатов. Он отвечал на вопрос об Илиаде Гомера. Когда Расул запнулся, Рациг задал дополнительный вопрос:
- Скажите, а что было нарисовано на щите у Ахилла?
- Ай, профессор, не знаю, я читал, но забыл.
Рациг расплакался. Ему стало жаль человека, который не знает такой красоты. Ведь там изображены были сцены времен года.
Расул стал утешать Рацига: "Профессор, не плачьте, пожалуйста, я прочитаю, я выучу, я обязательно буду знать".
Ложная легенда: Поэта сделали переводчики. 1) Сами переводчики так никогда не считали. Мои друзья Яков Козловский, Наум Гребнев всегда утверждали высокую художественность поэзии Гамзатова и говорили об этом мне. 2) Дагестанские ученые говорят, что Расул расширил и обогатил возможности аварского языка. 3) Проза Гамзатова поэтична, по-восточному мудра, художественна и философична. "Мой Дагестан". Помимо прочего это труд по проблемам эстетики. Я не очень добрый оппонент. Но я готов быть оппонентом докторской диссертации по эстетике на основе этой книги.




Комментариев нет:

Отправить комментарий